Как советская подлодка в 1984 году протаранила американский авианосец

Военная история знает немало случаев, когда летчики ради уничтожения врага шли на таран, но чтобы подобный инцидент произошел с подводной лодкой — это нонсенс. Тем не менее, в хронологии холодной войны присутствует случай, когда советская атомная подводная лодка, врезавшись в американский авианосец, чуть было не пустила его ко дну.

----------------------<cut>----------------------

Произошла эта невероятная история в конце марта 1984 года в Японском море неподалеку от Корейского полуострова. Как известно, во время конфликта Южной Кореи с КНДР наша страна поддерживала северокорейский режим, тогда как США оказывали военную помощь Южной Кореи. Соответственно военные обеих держав вели скрытое наблюдение друг за другом. По практике тех лет, едва у берегов Корейского полуострова появилась авианосная ударная группа ВМС США с флагманским авианосцем USS Kitty Hawk (CV-63) во главе, контролировать их передвижение отправилась советская атомная подводная лодка К-314 и большой противолодочный корабль «Владивосток». Подводной лодкой командовал капитан 1-го ранга Евсеенко, а общее руководство операцией слежения за семью кораблями американцев и авианосцем обеспечивал командир дивизии капитан 1-го ранга Белоусов. Спустя неделю после выхода в море советские моряки догнали корабли ВМС США. Согласно инструкции подводная лодка установила гидроакустический контакт с американцами. На протяжении двух суток советские подводники неопознанные вели авианосную ударную группу американцев, но затем гидроакустический контакт неожиданно прервался. Возобновили поиск.

Как советская подлодка в 1984 году протаранила американский авианосец

Наконец 21 марта в 23-00 подводники сквозь гидроакустические приборы услышали характерный шум. Но определить классификацию засеченного акустиками судна моряки не смогли. Чтобы прояснить ситуацию командир подводной лодки принял решение всплыть под перископ. Однако, едва лодка поднялась к поверхности моря и подняла перископ, подводники были поражены, увидев множество бортовых огней. Танкер заправляет корабли. Было ясно: они случайно оказались в центре американской авианосной ударной группы. В следующее мгновение К-314 сотряс жуткий удар, потом еще один.

Когда на рассвете следующего дня авианосная ударная группировка исчезла вдали (остался лишь один сторожевик, который шел за лодкой до самых территориальных вод СССР), «К-314» всплыла, и командир попросил подошедший большой противолодочный корабль «Владивосток» осмотреть корму. Перед глазами изумленных моряков предстала странная картина: гребной винт с обломанными лопастями висел как-то неестественно, под углом к корпусу. Позже, после постановки в док, выяснилось, что гребной вал между прочным и легким корпусом обломан!

Представшее перед моряками зрелище повергло их в шок. В результате удара подлодка получила повреждения лёгкого корпуса, ограждения выдвижных устройств, правого стабилизатора, гребного винта. Лодку взяли на буксир и оттащили в бухту Чажма, где была поставлена в док для аварийно-восстановительного ремонта.

Спустя полгода с новым капитаном отремонтированная подводная лодка ушла в новый поход в Индийский океан. О том же, что сломало винт К-314, стало известно несколько позже. Оказалось, что на перископную глубину подводная лодка всплыла прямо под дном американского авианосца. Мало того, подобно льдине потопившей «Титаник», лодка своим винтом пропорола в борту Kitty Hawk кривую борозду длинной около 40 метров. Корабль, оставляя за собой на море мазутные пятна, едва смог дотянуть до ремонтного дока. При этом американцы были абсолютно уверены, что советские подводники специально пошли на таран, испытывая новый вид оружия.